Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

Байкаловский детский сад №6 "Рябинушка"

общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности

по физическому направлению развития детей 

 

Музыкальный руководитель

Глухих Ольга Александровна 

 

 

  Образование высшее,

ФГБОУ ВПО «Тюменская государственная

   академия культуры, искусств и социальных технологий»,

стаж 18 лет,

высшая квалификационная категория

Дети и музыка: слушать или нет?

Вот в чем загвоздка! 

Сегодня мы попробуем разобраться и ответить на крайне непростой, а порою и просто противоречивый вопрос - нужно ли слушать детям музыку, а если нужно, то какую?

Каждый человек понимает, что музыка играет в нашей жизни очень немалую роль. Она помогает человеку и в работе, и в отдыхе, музыка способствует как релаксации, так и стимулирует активную деятельность.

С точки зрения физики, музыка - это волны определенного диапазона частот, которые способно воспринимать человеческое ухо. Но не все звуки в этом диапазоне являются музыкой. Основными музыкальными характеристиками являются мелодичность и тембр, а также темп и громкость звучания.

Немаловажное значение имеет темп исполнения музыкального произведения и громкость звучания. Благодаря совокупности всех описанных выше параметров музыка способна вызывать у человека те или иные психические переживания и эмоции, и недаром их называют средствами музыкальной выразительности.

Современная музыка к тому же использует очень большой набор музыкальный инструментов, а соответственно тембров, которые, несомненно, также влияют на восприятие человеком музыкального произведения.

 

Какой должна быть детская музыка?

Учитывая огромное количество музыкальных стилей и направлений, мы без преувеличения можем сказать, что музыка это не просто искусство, это очень мощный инструмент воздействия на человеческую психику, средство общения и коммуникации, а также, мощнейший фактор в развитии и воспитании человека.

Теперь мы и подошли непосредственно к вопросу влияния музыки на детей - на воспитание их духовных качеств посредством влияния музыки на детскую психику. Музыка давно проникла во все сферы воспитания и развития детей.

Мультфильмы, детское кино, детские театральные спектакли и представления, детские песни - все это просто немыслимо без музыки. Но музыка как любой другой продукт, учитывая ее разнообразие, не может быть одинаково полезна маленькому человечку. И тут возникает справедливый вопрос - какую же музыку детям слушать необходимо, а какая музыка способна навредить? Да, это не ошибка! К сожалению, музыка может навредить! И только вы можете помочь вашему ребенку избежать этого!

  

Как знакомить детей с музыкой?

Есть несколько простых правил, следуя которым вы обязательно избежите проблем, а соответственно ваш малыш будет в полном порядке.

1. Ставьте детям как можно чаще классическую музыку. Многочисленные эксперименты  показали, что под музыку таких композиторов как Моцарт, Вивальди, Бетховен дети успокаиваются, хорошо засыпают, а главное, если такая музыка звучит при кормлении малыша, то пища усваивается намного лучше!

2. Отбирайте музыкальные произведения по принципу мелодичности и легкости звучания. Старайтесь выбирать музыку без ярко выраженных ударных партий,  так как они способны зомбирующе действовать на психику.

3. Минимум низких частот. Соблюдайте это правило, так как, давно известно, что низкочастотные звуки способны влиять на психическое состояние человека не самым лучшим образом, тем более на психику ребенка.

4. Не включайте музыку громко! Если пренебречь этим правилом, ребенок может стать нервным, будет плохо спать, капризничать, ухудшится аппетит. Громкий звук травмирует нежную детскую нервную систему, а это может иметь крайне печальные последствия в будущем.

5. Ни в коем случае не позволяйте ребенку слушать музыку в наушниках! Слуховой аппарат устроен таким образом, что громкий звук наушников воздействует непосредственно на мозг человека, вызывая микросострясения. "Звуковой шок" может иметь неприятные последствия даже для взрослого человека, а для ребенка тем более!

6. Не ставьте детям тяжелый рок и его разновидности, рейв, транс и клубную музыку - именно она способна нанести непоправимый урон детской психике!!!

7. Как можно чаще ставьте детям детские песни, пойте их вместе с ними, но не забывайте следить за реакцией ребенка на ту или иную песню или мелодию - если ребенок выражает недовольство, смените песню. Музыка должна вызывать у ребенка ощущение комфорта!

8. При подборе музыкальный произведения для детей нужно учитывать время суток, когда ребенок будет слушать музыку. Если с утра можно ставить детские песни более зажигательные, бодрые и быстрые, то к вечеру настоятельно рекомендуем прослушивать медленные детские песенки и мелодии, постепенно переходя к колыбельным.

9. Прослушивание музыки у детей до 3 - х лет должно занимать не более часа в сутки – например, 20 минут утром, 30 днем и 10 минут вечером, перед сном. После 3 - х лет, можно постепенно увеличивать время прослушивания музыкальный произведений. Не забывайте ставить музыку, когда делаете с детьми зарядку или занимаетесь с ними физическими упражнениями.

10. Ходите с детьми на детские спектакли, в цирк, смотрите мультфильмы и детские фильмы, разучивайте и пойте с ними детские песни.

 

Наполните жизнь ребенка музыкой.

Малыши обожают музыку. Уже полуторамесячный карапуз замирает и вслушивается в мелодию, издаваемую музыкальным мобилем, висящим у него над кроваткой. Едва научившись стоять на ногах, малыш к умилению и восторгу взрослых начинает "танцевать" под музыку, еще неловко и так смешно. Дети любого возраста любят музыкальные игрушки, они притягивают их внимание.

Для малышей музыкальные игрушки интересны возможностью извлечения из них разнообразных звуков, многие из которых ребенок не слышал раньше. Раннее детство - время экспериментов с предметами. Ребенок с удовольствием кидает игрушки и все, что попадет в его поле зрения, на пол, смотрит, как предметы падают и слушает, какой звук раздается при падении. Он с восторгом может стучать ложкой по вазе с вареньем или нажимать весело пищащие кнопочки папиного телефона. Мамы и папы стремятся направить энергию малыша в "мирное" русло и вручают малышу музыкальные игрушки.

 

Первое знакомство ребенка с музыкой

Уже в возрасте от полугода можно предлагать для игры маракасы, бубен, погремушки с самым разным звучанием. Когда ребенок научится сидеть и удерживать предметы - предложите ему поиграть на барабане или ксилофоне. Обязательно покажите сами все "возможности инструмента", а потом понемногу учите малыша отбивать ритм. Для малышей постарше купите металлофон, детскую гитару или детский синтезатор. Сейчас в продаже появилось множество интересных музыкальных книг, в которых ребенок выступает главным действующим лицом. Это книги с мини-пианино, книги с караоке и микрофоном, детские книги с веселыми песенками из мультфильмов. Подобные книги прекрасно подойдут для малышей от полугода до 6-7 лет.

Очень важно уже в раннем возрасте знакомить малыша с самыми разнообразными музыкальными произведениями. Это вовсе не означает, что стоит включать малышу тяжелую рок-музыку, но такие музыкальные жанры, как джаз или блюз обычно очень хорошо воспринимаются детьми. Особую роль в формировании музыкального вкуса у малыша играет его знакомство с классической музыкой.

Многие исследователи рекомендуют слушать классическую музыку, спокойную музыку со звуками природы мамам, которые ожидают ребенка. Развивать слух новорожденного малыша можно начинать уже с первых месяцев. Сейчас в продаже очень большой выбор разнообразных игрушек для детей, в числе которых детские погремушки для самых маленьких. Погремушки или мягкие игрушки с колокольчиком внутри очень привлекательны для малышей, их звучание мягкое и нежное. Колокольчики можно и просто подвешивать на кроватку, ребенок будет касаться их, и слушать мелодичный перезвон.

 

Очень рекомендую всем мамам малышей петь своим детишкам колыбельные, да и любые другие песенки. Знаю, что многие могут возразить, мол, "медведь на ухо наступил" и "никаких задатков к певческой карьере никогда у меня не было". Купите диск с колыбельными песенками, подпевая им, вы понемногу выучите основные песни.

Попробуйте петь их малышу так, как у вас получается (а у большинства это получается очень даже хорошо!). Слыша мамин голос, ребенок успокаивается, обретает чувство уверенности и спокойствия. Это - именно то, что детскими психологами принято называть "базовым доверием к миру" и дает это доверие мамина нежность, которую она выражает в своей песне. О

Музыка в развитии детей

Часто родители задают вопрос о целесообразности своего решения "отдать" ребенка в музыкальную школу. Здесь все зависит, прежде всего, от конкретного ребенка. К сожалению, есть много случаев, когда малыш занимался музыкой не по своей воле, а лишь по настоянию родителей и по окончании музыкальной школы ни разу не подошел к инструменту. Но есть множество и совершенно обратных примеров.

Подчас в возрасте 6-7 лет малыш еще не знает точно, чем он хочет заниматься. Можно попробовать выяснить его предпочтения. Сходите вместе на концерт классической музыки. Есть специальные программы, адаптированные для детей и интересные им, где показывают музыкальные инструменты, дают услышать их звучание, рассказывают историю создания того или иного произведения. Дома или по дороге домой обсудите с ребенком увиденное и услышанное, спросите его, какой инструмент понравился больше всего, на каком бы он хотел научиться играть? Попробовать увлечь музыкой можно, но если вы увидите, что вашему сыну или дочери перестали приносить радость занятия в музыкальной школе, лучше что-то предпринять. Возможно, дело в преподавателе, тогда имеет смысл пригласить на дом другого педагога или сменить школу.

Еще хотелось бы напомнить всем родителям, что музыка окружает нас в самые разные моменты наши жизни. Учите малыша слышать ее, обращайте внимание на эмоциональную окраску того или иного произведения, маршируйте с малышом под ритмичную музыку, кружитесь под звуки вальса. Научите сына или дочь слышать "музыку леса" - журчание ручья, шелест листьев, стрекотание кузнечиков. Обращая внимание малыша на подобные "мелочи", вы учите его душевной чуткости и пониманию, наполняете его душу и сердце эмоциями.

 

Дата последнего обновления страницы 16.04.2024
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»
Версия для слабовидящих
Размер шрифта Шрифт Межсимвольный интервал Межстрочный интервал Цветовая схема Изображения